О личных границах.

В одной из статей мы с вами начали немного говорить о симбиозе родителя и ребенка. Продолжим эту тему в русле формирования границ личности.

Мы говорили там больше о телесном, физическом, раннем пребывании ребенка. Своевременное отпускание ребенка от матери — в самом прямом смысле: отпускание из рук, от груди, из своей кровати — способствует формированию ощущений своего тела. И реакций своего тела на окружающий мир. Тепло ребенку или холодно, голоден он или нет, больно, ударился — или не больно. Это базовое взаимодействие с пространством формируется в опыт. Отсутствие этого опыта ведет к дезориентации. Рано или поздно ребенку придется этот опыт получить — но он будет чувствовать себя мало комфортно на фоне сверстников, которые уже хорошо ориентируются в мире. И совсем тяжело ему придется, если мама будет продолжать «подсказывать» ему эти ощущения вместо того, чтобы дать получить самому.

Пресловутый вопрос о памперсах из этой области. Под их длительным ношением мамы скрывают свое желание комфорта и отдыха. Тогда как маскирующим высказывается тезис об удобстве их для ребенка. Однако, именно такие дети — кто носят подгузники до 2-3-х лет, начинают потом писаться в кровать и не могут достаточно долго отладить нормальную работу мочевого пузыря. Это яркий пример того, что мама не дает ребенку получить опыт, что такое «мокрые штаны». Ребенок, который знает это на опыте, достаточно быстро начинает предпочитать горшок, потому что в мокром — холодно и неприятно. Отсюда и должно появиться ощущение своего тела, когда есть свобода- свобода падать, свобода обжигаться, свобода описаться.

Психологические границы личности возникают точно также при психологической сепарации ребенка от матери. До определенного момента ребенок растет в мире родительских целей: режиме дня, еда, занятия, учеба. Но если уже в раннем возрасте не давать ребенку возможность задуматься- а куда он хотел бы сам двигаться, чем бы хотел заниматься, что делать- мы получаем полное психологическое слияние ребенка с родителем. Так мы видим невыразимую скуку в глазах детей, чей день расписан по минутам от одного кружка или секции к другому, когда мама или папа решили, что так надо. Эта скука проявляется полным отсутствием интереса и вовлеченности в эту бурную деятельность. Ребенок всем своим видом показывает, что это нужно родителям, но не ему. Почему? Потому что его интерес еще не успел возникнуть. У него для этого не было свободного пространства. Он не успел получить возможность самому для себя определить- что ему нравится, а что не нравится, что вызывает интерес, а что отталкивает. А интерес возникает из личного опыта взаимодействия с миром. Этот опыт — как и описаные штаны- материал для дальнейших выводов и дальнейшего роста, а потому — и для развития.

Затянувшийся симбиоз с родителями, который тормозит развитие, обычно вызывается гиперопекой. Когда за ребенка решают, что он чувствует (должен чувствовать), что думает, чем будет заниматься, что ему нужно делать, а что — нет — личность сформироваться не может. Ведь личность характеризует волевое и целеполагающее начало с набором собственных -это важно: собственных — установок в отношении мира и других людей.

Выросший  ребенок- номинально по возрасту уже взрослый человек — может продолжать жить в состоянии слияния  с родителями даже после их физической смерти. Он просто находит для себя замещающую фигуру, которой делегирует роль управления своей жизнью. Процесс обретения личных границ  в этом случае отсутствует. Такой человек сливается с доминирующей в его жизни личностью и чувствует себя абсолютно комфортно в таком слиянии. Однако, если спросить его о его личных целях, его желаниях, мечтах, стремлениях, мы удивительным образом увидим, что он не может их сформулировать, оформить, выразить и осознать. На какое-то время нам покажется, что у этого человека внутри пустота. На самом деле — у него просто не сформировано личностное начало в полной мере. Вернее — не доформировано до конца.

Еще одним признаком личности,находящейся в тотальном симбиозе, будет неумение говорить «нет». Человек мгновенно вовлекается в чужие инициативы, если его туда вовлекают, и не имеет возможности от этого отказаться, хотя сам может страдать от этого. Внутри него будет постепенно нарастать бунт. Это его личность требует свободы. Требует своего пространства. Своего роста и развития. Но этот бунт может достаточно долго оставаться в скрытом состоянии. Хотя и выливаться на сторону: так мы видим людей, которые долго и гневно негодуют в отношении своих близких при нас, но совершенно не способны донести свои эмоции адресно — тому человеку, в отношении кого они возникли.

Поэтому, очень часто, обретение личных границ и начинается с такого бунта, что мы и видим у подростков, когда они пробуют присвоить себе право самостоятельно принимать значимые для них решения. Но запоздавший бунт может появиться и в 40 лет, если именно в этом возрасте начался, наконец, выход из симбиоза с родителями. Такой бунт требует резко и бесповоротно отказаться от всех смыслов, которые были ими вложены. Поэтому похож на восстание и полный разрыв с семьей.

Это важный и нужный этап, этап опустошения, для того, чтобы затем наполнить себя новыми смыслами — уже своими. Своими желаниями, идеями, целями. Они будут робко появляться, пробоваться на зубок, внедряться в жизнь. Потом, возможно, будут снова низвергнуты, потому что будут найдены новые — более смелые и интересные. И это нормальный процесс роста и развития. На нем идеи родительской семьи могут быть переосмыслены и уже осознанно приняты, но это уже сознательный выбор. Выбор совсем на ином уровне.

Понимая, что угрозы новым — уже своим установкам  — нет, личность, преодолевшая симбиоз — не защищает себя напористо и агрессивно, как это происходит на раннем этапе отделения. Она становится способна увидеть важность мнения оппонента- и любого другого человека- и ей открывается возможность компромисса. А компромисс — это умение сохранить свои личные границы и найти при этом возможность творческой кооперации с другим человеком, при котором его личные границы будут также соблюдены.

Так человек двигается в своем развитии от полного отсутствия личных границ, до их бунтарского определения, формируя сначала предельно жесткие границы. Затем же — по мере своего развития — его границы становятся гибкими и способными к трансформации — при этом без ущерба его личности и ее значимым установкам.