«Назад к природе?» — Или пара слов о детях.

Сегодня о детёнках немного. Порассуждаем — побеседуем.

Была такая повальная волна — и вроде еще приливами сохранилась — под лозунгом: «Назад к природе». Про «естественные роды», кормление до трех лет, ношение ребенка всегда и везде с собой, совместный сон и другие прелести материнства.

Почему я взяла слово «естественные» в кавычки? Потому что они естественные для кого или чего? К какой природе нас зовут и мы хотим вернуться? К исторической? А к которой именно? К той, где крестьянки в поле рожали, заворачивали ребенка в платок и шли дальше сено собирать? Оно и верно — ей же некогда нянчиться, у нее сенокос. Или к той, где дворянка после родов ребенка отдавала кормилице или няне? «Выпьем, няня. Где же кружка?» — что-то вспомнилось.

Или к животному уровню, там где можно оперировать понятиями инстинктов? Так, в природе при самых естественных родах — то есть без всякой сторонней помощи и инструментария — погибает примерно 40% помёта. Собственно — мы туда хотим? Или, где обезьяны нянчат своего детеныша всей статей и он поочередно висит на всех подряд, а не только на матери?

Как-то так получается, что если мы не последуем за лозунгами, а сами оглянемся назад, искомых образцов и не обнаружится. Зато впереди может маячить вполне невнятное нечто. Почему невнятное? Давайте разбираться.

Любой особи — животной или человеческой — нужно пространство. И чтобы узнать, что оно существует, те же животные оставляют (под бережным присмотром) своих детенышей это пространство осваивать. Птицы выталкивают своих птенцов из гнезда, чтобы те учились летать, например. Мы же, вооружившись лозунгом : «Все лучшее — детям», детей своих пространства этого лишаем, искусственно поддерживая длительный симбиоз. И в этом симбиозе ребенок не успевает даже понять, хочет ли он чего-то, интересно ли ему что-то. Все его желания мгновенно удовлетворяются с избытком. Или даже предвосхищаются. И это мы сейчас не о юношестве, а о первых годах жизни.

Психологи говорят, что личность взрослеет через фрустрацию. Это когда у человека чего-то нет, он сначала сильно расстраивается, а потом в нем происходит некий перелом. Он встает и начинает думать, что ему сделать, чтобы это у него было. И это и есть зона его развития и роста. Он учится ставить цели, принимать решения, добиваться результата (даже если этот результат — воооон та баночка с вареньем на столе). И термин «гиперопека» — это как раз про полное отсутствие возможности пофрустрироваться.

Получается, что хотеть нечего ( всё есть), двигаться некуда ( всё принесут) и развития не наступает. Вроде лучший в городе сад, репетиторы с малолетства, кружки и секции. А в глаза апатия, и в движениях беспомощность.

И это про умение отпускать. Отпускать ребенка из своих рук, из своего гнезда, про то, как давать ему пространство, расширяя его мир и кругозор для его маленьких, но таких важных для него решений. И про рост в нем личности. Маленькой личности со своими хотелками и устремлениями, которые обязательно прорастут, если только дать им возможности для этого.