Вверх по радуге. — Какого цвета ваши чувства?

В психологии есть термин «эмоциональный интеллект» или «эмоциональная осознанность». Он показывает способность человека распознавать у себя различные эмоции, называть их и понимать причины их возникновения. Эмоциональный интеллект также имеет отношение и к пониманию эмоций других людей.

Попытку визуализировать эмоциональные понятия предпринял   Пол Экман — известный и плодотворный психолог, прославившийся своим изучением микродвижений и мимики.  На прошлогодней ежегодной конференции, посвященной визуализации компьютерных данных веб — журналист Мона Калаби заявила, что не существует такого явления, как бесстрастно представленные визиуализированные данные. За каждой визуализацией существует конкретный человек,  — обосновывает она свое мнение, —  у этого человека есть эмоции или чувства по поводу того, что он представляет. Осознает это человек или нет, но его эмоции проявляются в разработанном  дизайнерском решении или  в итоговом изображении.

Когда наука сталкивается с задачами визуализации, ее цель, наоборот, как можно лучше абстрагироваться от эмоций и чувств. При представлении научных данных нет задачи вызвать эмоциональный отклик у читателей, но важно, чтобы данные были исследованы и по ним можно было сделать выводы. И даже, если эти выводы будут иметь эмоциональную окраску, то не благодаря тому, как именно они были визуализированны.

Проект Пола Экмана под названием «Атлас Эмоций» базируется на идее того, что визуализация по своей сути должна быть абстрагированной от эмоций, но при этом она у него непосредственно с эмоциями связана — просто совершенно невероятным образом. Он представляет собой серию подписанных интерактивных графиков, которые показывают большую гамму проявлений пяти основных человеческих эмоций: печали, страха удовольствия, гнева и отвращения.

Сама идея создания этого атласа возникла из разговоров Пола Экмана с Далай Ламой, который  профинансировал этот проект. Главным исследователем проекта стала дочь Пола — Ева Экман. Использование цветов в диаграммах не случайно. Оно соответствует тому, какие цвета имеют персонажи мультфильма «Головломка», который выпустила студия Дисней в 2015 году. Основные персонажи этого мультфильма как раз и олицетворяют эмоции 11-летней девочки Райли и живут в ее голове, помогая ей справляться с проблемами и руководя ее поступками. Впрочем, это не удивительно, потому что именно Экман оказался психологическим консультантом мультфильма.

Каждая диаграмма имеет заостренные пики, которые показывают определенные психологические состояния в рамках одной эмоции, связанные со степенью ее интенсивности — от самой маленькой до максимальной. Форма пика также показывает динамику состояния — длится ли оно долго, хотя и не ярко выраженно, или мгновенно нарастает, а потом также быстро стухает. Дополнительные нюансы придаются формой линий: диаграмма печали, например, после построения буквально на ваших глазах превращается в размытые пятна:

Зато удовольствие бодрит покатыми волнами:

Каждая из стадий многократно пересекается с другими. Все это богатство цвета и форм подсвечивается при наведение на них курсора мыши- каждая отдельно или все вместе одновременно.

Этот Алтас можно было бы назвать баловством, если бы психологи уже достаточно давно не выделили особую группу людей, которые страдают алекситимией. Люди, страдающие алекситимией, не способны понять и разобраться в собственных чувствах и переживаниях и поэтому, как следствие, им чужды эмоции других людей. Также им чужды сострадание, сопереживание и жалость. Зачастую им не хватает интуиции и воображения, а личность таких людей характеризуется примитивностью жизненной направленности, инфантильностью и неспособностью к рефлексии. На консультации такие люди не могут говорить о своих эмоциях, представляя собой сплошной комок непонятных для них самих переживаний. И одним из важных этапов терапии может стать тренировка свои эмоции распознавать и давать им названия.

Так, например, злость может иметь семь разно выраженных стадий: досада, расстройство, раздражение, скандальность, горечь и ярость:

Однако, этим возможности Атласа не исчерпываются. Экман предлагает также исследовать те механизмы, которые эти эмоции запускают  — будь это внешние ситуации или внутренние установки или суждения. Например для страха мы видим следующие провоцирующие его механизмы: непосредственная физическое воздействие, резкое изменение силы тяжести, угроза безопасности, земноводные (тут имеются ввиду различные фобии — например, боязнь пауков или змей), угроза потери работы, гром, публичное выступление. Безусловно, не все тригерры описаны в диаграмме — это и невозможно и не нужно. Важно понять, что многие из эмоциональных состояний, которые мы проживаем, имеют свою подоплеку и пусковой механизм.

Имея некоторый источник, эти эмоции реализуются в определенные действия. Арсенал таких действий тоже можно и нужно изучать, чтобы понимать — почему мы поступаем так или иначе. Будучи зачастую инстинктивными, они управляют нами, что далеко не всегда является наилучшей стратегией в жизни. Например, испытывая отвращение, мы избегаем ситуаций, которые могут к нему привести, а также становимся менее человечными, выключая себя из подобных случаев (то есть сведя к минимуму свою эмоциональную и физическую причастность).

Если вы часто испытываете эмоции одного спектра, то у вас формируется некая главная черта личности. Например, человек, который часто испытывает удовольствие, будет для нас оптимистом, умеющим радоваться жизни и смеяться.

В статье частично использованы материалы:
http://blogs.scientificamerican.com/sa-visual/data-visualization-and-feelings/
http://www.paulekman.com/atlas-of-emotions