Зацепилась сегодня за интересную статью Андрея Курпатова. Психолог он известный, правда, больше в академических кругах. На волне выхода узких специалистов в телевизионный жанр — передачи с его участием были достаточно популярны. Но давненько о нем ничего не было слышно в массах.
Статья, вроде бы, повторюсь, интересная, поразила своей однобокостью. И, грешным делом, примерещился мне в ней банальный маркетинг, потому что за этой однобокостью почему-то увиделась мне бессильная попытка противостоять нынешнему обилию самозванных психологов и коучей. И вроде бы направление мысли верное — потому что специалистов, слепленных на коленках, в наше время действительно слишком много. А инфобизнесмены — вообще особое явление: люди, которое дипломы и суровую практику в специальных заведениях получать не спешат, а добытые нехитрым выписыванием из книг пару цитат быстро монетизируют как «уникальную систему освобождения (омоложения/похудения — нужное подчеркнуть)». Но не убедил, доктор. Совсем не убедил.
Может быть потому, что апеллировал исключительно к разуму, а основной червоточиной нынешних псевдотренингов признал пресловутую осознанность?
«Мы теперь знаем, как мозг принимает решения и как на эти решения можно повлиять, как он формирует воспоминания, организует свой опыт, каким местом он, прошу прощения, мыслит, каким образом строит «внутренний мир» другого человека и т. д. и т. д. То есть перед нами самый настоящий клад. Этих знаний уже достаточно для того, чтобы не просто отвлекаться на всякую «осознанную» ерунду, а для того, чтобы эффективно менять реальность, увеличить качество своего мышления, своих интеллектуальных навыков» — пишет Курпатов. Хотелось бы спросить: как знание механизмов работы мозга помогает менять эту пресловутую реальность, например способствует решению межличностных конфликтов? К примеру, я владею мнемотехникой и умею из своего мозга выжать 200% эффективности в запоминании информации. И?.. Или, например, мне понятен химический план активности мозга — какие гормоны каким образом регулируют его деятельность. Это значит, что я обладаю дополнительной эмпатией, чтобы лучше понять своих детей? Или это поможет мне легче пережить боль утраты близкого человека? И люди, которые владели (владеют) этими секретами — бесконечно уважаемая мною Наталья Бехтерева или Наталья Черниговская — у них совершенно иная жизнь сложилась вследствие их особых знаний?
«По-хорошему, справиться со стрессом — это решить проблему, которая вводит нас в состояние стресса. Но для этого надо пораскинуть мозгами, поднапрячь их, а майндфулнес просто учит нас от нее отвлекаться. И все. Чем-то тут опять, согласитесь, младенческим запахло», — продолжает доктор. Но, позвольте, если стресс преодолим рационализацией, то есть простым «раскидыванием мозгами», то почему за все время нашей истории банальная логика не избавила нас от него однажды и бесповоротно? И если стресс образуется чрезвычайной физический или эмоциональной нагрузкой, то чтобы ее снять надо просто…’пораскинуть мозгами»???
Нападая на своего основного конкурента — «осознанность», как практику, которая повально заполонила эфир, смещая, очевидно, по — крайней мере в сознании Курпатова — классическую психологию — он пишет: «Теперь по поводу «осознанности». Звучит, конечно, улетно — осознанность! Почти «просветление»! Нирвана рядом, ну или где-то за углом. Но о какой именно осознанности в действительности идет речь? Ответа на этот вопрос ни у одного гуру той самой осознанности вы не получите. Вам в лучшем случае скажут, что вы должны осознавать свои действия. И что? Эта практика никаким образом не связана ни с мышлением, ни с интеллектом, ни с умом как таковым. Но зато как звучит!» Ну ответ на вопрос о том, что такое «осознанность» можно и не искать в древних книгах индуизма — хотя там его найти вполне можно. Можно, например, почитать Энрайта и его изложение гештальта. Да — того, который ведет к просветлению. И книга вроде не вчера написана была. Но еще более интересен вопрос — почему Курпатов ищет везде только «мышление, интеллект, ум»? Это некоторая панацея для психологического и психического здоровья личности? И куда мы тогда выбросим эмоции и ощущения? Те эмоции, с которыми, собственно, на самом деле и приходят 90% людей на консультацию к психологу. Те, которые у них вытесняются — согласно той же классической психологической науке. И те, которые через обработку умом — рационализируются, то есть не признаются таковыми, какие они есть. Поэтому рационализация — то есть избыточная работа ума в психологической сфере считается методом психологической защиты. Но отнюдь не психологической коррекции.
У медитации (назовем ее теми словами, которые использует автор) — есть своя прямая задача: помочь человеку увидеть и услышать себя. И спрос на нее так велик именно сейчас из-за интеллектуального и цифрового шума, о котором Курпатов и говорит. Да, мы живем во время избытка информации и объедаемся ею ежесекундно. При этом не важно — исследуем ли мы труды Канта или читаем Фейсбук (да простят меня интеллектуалы): мы в это время не принадлежим себе, не ощущаем себя, от себя отчуждены. И запрос на любой способ наконец с собой встретиться — вполне естественен. В самом простом варианте осознанность — это умение увидеть, что именно я делаю в данный момент. Присвоить это действие себе, вырвав его из механистической рутинности. А затем ответить себе на вопрос — а нужно ли мне это действие? А зачем я его делаю? А хочу ли я его делать на самом деле? И это как раз то продуктивное «раскидывание мозгами», которое может дать результат. Потому что локус контроля при этом будет не снаружи — как в когнитивно — поведенческой терапии — а изнутри, от самой личности.
Второй — такой же очевидный результат — это встреча со своими эмоциями. Теми, от которых мы ежедневно убегаем, теми, с которыми нам трудно. Или теми, которые мы вообще не осознаем. И да — теми, которые потом вылезают в депрессию и психосоматические заболевания. Можно здесь дальше порассуждать про пользу проговаривания, проживания, прочувствования эмоций…Но это уже будет дискурс для тех, кто совсем не в психологии. А у нас вроде дискуссия на поле классических психологических истин. И это уже — про совсем очевидные вещи.
Да, тут пора крупными буквами писать, что автор этой статьи не фанат медитаций и не считает их единственно возможной психологической методикой, показавшей максимальную результативность. Но в качестве собственного первого шага человека, который пытается сам себе помочь, в самом себе разобраться, понять, что внутри него происходит — это совершенно нормальный, правильный результативный шаг. Должны ли мы обвинить тех, кто массово учит этому шагу, а не дает перечень специальных рабочих методик? Отвечу встречным вопросом: а должен ли человек, приходящий к психологу, изучать весь его инструментарий? Даешь тотальную психологизацию в массы?
Так с кем борется доктор Курпатов на самом деле? И для чего борется? С инфобизнесменами, которые низвели нормальную психологию до набора кричащих формулировок: «разнообразных кайдзенов» , «искусства переговоров», «ценностного видения», «личностного роста» и «системного мышления»? А нужно ли это серьезной психологии, когда живы и прекрасно существуют Институт Неврологии Бехтерева, Институт Психоанализа, Восточно-Европейский Гештальт — институт? Когда есть целый пласт психологов с хорошим классическим образованием, и есть люди, которым они помогают. Когда это просто разного поля ягоды: кичевый тренинг на милионную аудиторию и индивидуальная работа с психологом. И это, кажется, тоже достаточно очевидно. Оставим эти вопросы без ответа.
Хотелось бы только защитить наш интеллект напоследок, так как «информационную псевдодебильность и цифровое слабоумие» нам доктор приписывает все-таки рановато. «Ведомости» сообщают,что оборот книжного рынка в России в 2017 году составил 75 млрд руб. Прогноз на 2018 г.-79 млрд, то есть на 7-8% больше. Что же касается таких ругаемых доктором социальных сетей — то лонгриды (длинные тексты) сейчас популярны, как никогда. Мы пока, к счастью, не разучились, ни читать, ни думать.